Средневековое укрепление на скале Панеа в Симеизе
В X-XIII вв. на скале Панеа возник укрепленный монастырь, а в XIV-XV в. под контролем генуэзцев он был перестроен и выполнял функции замка. Остатки сооружений располагаются на скале конической формы у самого моря, на юго-западной окраине современного поселка Симеиз. Археологические исследования показали, что это место, по-видимому, было заселено с последних веков до н. э., а в VIII в. н. э. рядом со скалой возникает поселение VIII-XIII вв. и связанный с ним могильник. В 1966 г. Южнобережный отряд Крымского отдела Института археологии АН УССР произвел небольшие раскопки на трех пунктах скалы. В частности работы затронули нижнюю площадку над морем, среднюю – напротив оборонительной стены, над парком Симеиза, а также в расселине к западу от нижней площадки.
Работы производились под руководством опытного археолога О. И. Домбровского. В результате удалось выяснить, что внутрикрепостная территория делилась на три площадки. С севера и востока ее замыкали оборонительные стены толщиной 2-2,2 м. На некоторых участках они сохранились в высоту на 3,5 - 4 м. Сложены стены из бутового камня на песчано-известковом растворе. Вход в укрепление находился с восточной стороны. Его прикрывала круглая башня диаметром около 6 м. Другая, вероятно круглая башня, по предположениям О. И. Домбровского, находилась почти в центре северного участка обороны. Расстояние между башнями составляло 18 м. Однако существование это башни в действительности гипотетично. В ходе раскопок так и не удалось установить, что представляли собой в древности сильно разрушенные остатки некой постройки. Кроме того, она размещалась в месте, с крайне трудным для строительства рельефом.
Размер закрытой стенами территории примерно 40х60 м. На нижней площадке прослеживались следы оборонительных стен и ворот. Археологами частично исследованы руины трех сменявших друг-друга на этом месте храмов. Пол первоначальной церкви IX-X вв. был украшен мозаикой, изображавшей павлинов и виноград. После пожара Х в. храм перестроен. Пол выстлали мраморными плитами. Очередное восстановление церкви производится в результате пожара XIII в. Верхняя постройка, интерпретированная О. И. Домбровским как „небольшая капелла“, отнесена им к генуэзскому времени.
Церковь представляла собой прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой, ориентированной на северо-восток. Она была поставлена „на обгорелом мраморном полу более раннего (X–XIII вв.) храма, погибшего от пожара и перекрывавшего остатки ещё более раннего (IX–X вв.) храма с мозаичным полом“. Мозаика была выполнена не ранее Х в. На найденном фрагменте размером 3×1,5 м частично представлена обрамлённая плетёнкой композиция с изображением двух павлинов у канфара, дополнительно украшенная фигурками других птиц, стилизованными цветами и гроздями винограда. Тессеры маленькие, наряду с кусочками жёлтых, красных и черных известняков, характерных для окрестностей современных Балаклавы и Севастополя, отмечено обильное применение смальты – голубой, синей, зелёной, лимонно-жёлтой и позолоченной. По мнению О.И. Домбровского, исполнитель мозаики прибыл из Херсонеса со всеми необходимыми заготовками. Согласно априорным выводам А.Л. Якобсона, раскопками были открыты „остатки раннесредневековой базилики».
На средней площадке исследованы остатки большого дома, примыкавшего к поздней оборонительной стене генуэзского времени (XIII-XV вв.). Находки на этом месте не разнообразны: обломки пифосов, амфор и кровельной черепицы. Позднее на месте здания появилось несколько мелких построек, при раскопках которых выявлен многочисленный материал бытового характера – глиняная и металлическая посуда, обломки мелких предметов из железа и меди. Работы на этом участке показали, что в генуэзский период площадка искусственно расширялась, обустраивалась крепидами и насыпями. Большой дом генуэзского времени, возможно, служил казармой.
Расселина на юго-западном склоне Панеа была перегорожена пятью подпорными стенами, в свое время создававших как бы пять широких ступеней, сходивших к морю. На площадках, образованных стенами, обнаружены следы маленьких, одинакового размера, однокамерных жилых построек, сложенных из бута на известковом растворе и крытых черепицей. Здесь собран разнообразных археологический материал, преимущественно бытового характера.
В рамках проекта выполнена версия реконструкции укрепления генуэзского периода. В предлагаемой модели не указывается гипотетическая башня на северном участке обороны. Окрестности замка показаны без растительности, это обусловлено известной и распространенной в средневековье практикой вырубки деревьев с напольной стороны укрепления с целью расширить обозреваемую защитниками территорию. Выражаем глубокую признательность автору технической части визуализации – Денисенко Никите Дмитриевичу!