В V в. н. э. жительницы Юго-Западного Крыма украшали одежду и головные уборы нашивными бляшками из золотой фольги и бусами. На некрополе Лучистое, в могиле №82 экспедицией А.И. Айбабина и Э.А. Хайрединовой набор золотых украшений. От захоронения сохранились следы костного тлена и два скопления золотых предметов. Среди костного тлена собраны перстень и 20 круглых нашивных бляшек, украшавших, видимо, рукава или пояс платья погребенной.
Отдельно, в небольшом, круглом в плане углублении лежали две золоты серьги, круглая бляха с петельками для пришивания на обратной стороне, 48 пронизок-трубочек, штампованные нашивные бляшки из тонкого листа – набор сигмовидных из 106 рядовых и 4 концевых, 45 круглых, 34 треугольных, 13 ромбовидных, 12 подвесок-лунниц и 30 коралловых бусин. Скопление предметов относилось к головному убору, так как здесь найдены серьги и сигмовидные бляшки, образующие при нашивке прямую полосу. Вероятно, бляшки и пронизи были нашиты на матерчатую налобную повязку шириной 6,5-7,0 см, длиной не менее 40,0 см.
Среднюю часть ленты занимали две полосы из плотно прилегавших друг к другу 53 тонких сигмовидных бляшек, ограниченных приемниками. В центре повязки, между полосами, крепилась круглая бляха с гранатовой вставкой. Вдоль верхнего края полос из сигмовидных бляшек были нашиты 34 треугольные бляшки, а вдоль нижнего - 13 ромбовидных бляшек, свободное пространство между которыми занимали: в верхнем ряду - 12 пронизок-трубочек, в нижнем - 12 подвесок-лунниц и коралловые бусы. Подвески-лунницы были, видимо, пришиты по самому краю матерчатой ленты, на пространстве в 20 см и свисали на лоб. Положение сигмовидных, треугольных и ромбовидных бляшек, подвесок-лунниц и 12 пронизок-трубочек зафиксировано in situ.
Для обоснования даты могилы важны серьги первой половины V в. и датированная этим же временем чаша из прозрачного желтоватого стекла с широким горизонтальным бортиком с накладным волнистым рельефным валиком с вдавлениями. Нашивки на налобную повязку выполнены из золота 750° пробы и украшены в одном стиле. Основу орнаментальной композиции образуют бляшки, штампованные из тонкой золотой фольги с выпуклой серединой и с имитацией сканной проволочки по краю. Такие выпуклые, полые изделия создавали видимость массивных вещей при минимальной затрате металла.
Вес отдельно взятой бляшки из описанной налобной повязки колеблется от 0,03 до 0,30 гр. в зависимости от типа. Всего на изготовление 262 бляшек было затрачено около 30 гр. золота, однако, в готовом виде диадема производит впечатление довольно массивного изделия. Отверстия на бляшках нанесены иглой в момент пришивания. Бляшки не предназначались для перешивания – тонкая фольга могла порваться. Видимо, все бляшки сделаны в одной мастерской. Ремесленник штамповал из фольги необходимое для создания орнаментальной композиции количество бляшек каждого типа и сразу пришивал их на ткань в определенном порядке.
Возможно, подобные налобные повязки делали и по индивидуальному заказу – мастер должен был учесть не только эстетические вкусы заказчицы, но и размер ее головы. Повязка также могла попасть в Юго-Западный Крым уже в готовом виде, с нашитыми на ткань или кожу бляшками. Пронизи и нашивки, подобные описанным из Лучистого, обнаружены в Керчи в 1904 г. и у станицы Синявка близ Танаиса. Они известны среди находок первой половины V в. в верховьях реки Суджи и в синхронном погребении из Ираги в горном Дагестане. В Лувре и Музее Метрополитен в Нью-Йорке хранятся наборы из сигмовидных, круглых и треугольных бляшек из Керчи.
В отличие от боспорских наборов, повязка из Лучистого включала круглую бляшку, декорированную в новом инкрустационном стиле, возникшем у гуннов в Подунавье. Сходные по форме и декору бляшки, служившие для украшения доньев золотых чаш известны в Подунавье. Названную бляшку могли привезти из Подунавья или изготовить на Боспоре. В первой половине V в. в городских мастерских по дунайским образцам делали вещи, украшенные в гуннском инкрустационном стиле. Наборы круглых, сигмовидных и треугольных нашивок обнаружены в гуннском Подунавье, а также в Нижней Нормандии.
Налобные повязки использовали аланы. В области кочевания аланских племен в составе клада в пещере на восточном берегу озера Батырь на Восточном побережье Каспия (юго-западный Казахстан) найдена налобная повязка (длина 46 см, ширина 3 см) из льняного холста, покрытого красной шелковой тканью с нашитыми в два ряда круглыми бляшками из золотой фольги. На Северном Кавказе в повязках-диадемах аланы хоронили женщин и в эпоху средневековья. Одна из сохранившихся таких повязок VIII в. из могильника Мощевая Балка выполнена из шелка в виде полосы шириной от 4,0 до 9,5 см. Расширяющуюся в центре надо лбом повязку завязывали на затылке и носили поверх шапки с накосником.
В V в. бляшками одних и тех же типов украшали и головные уборы, и горловину платья. На некрополе Танаиса в могиле 295 в первой половине V в подвески-лунницы, пронизки-трубочки и ромбовидные бляшки лежали в верхней части грудной клетки погребенной. Видимо, этими бляшками была обшита горловина платья. Подобные украшения горловины платья обнаружены в одновременных погребениях на некрополях Китея и Фанагории. Возможно, к украшению горловины платья следует отнести нашивные украшения из Юго-Западного Крыма – из Алмалык-Дере, Красного Мака и Гурзуфа.
Во второй половине V в. в Юго-Западном Крыму горловины платьев расшивали уже по-другому. Для этого использовали прямоугольные золотые нашивные бляшки, спаянные из 4-х трубочек, скрученных из рифленой фольги и более сотни мелких шаровидных бисерин из синего и черного глухого стекла. Бляшки нашивали узкой полосой вдоль края горловины, а свободное пространство между ними заполняли стеклянным бисером. Наборы таких нашивных украшений найдены в могильниках Алмалык-Дере и Черная Речка.