Удила и псалии – категории погребального инвентаря, характеризующие всадническую культуру. Подобные находки, происходящие из памятников междуречья Дона и Дуная, включая территорию Крымского полуострова, хронологически относящиеся к I-IV вв. н. э. – принадлежали носителям среднесарматской и позднесарматской археологических культур. В памятниках сарматского времени широко представлены элементы металлической фурнитуры конского снаряжения (удила, псалии, ременные распределители, пряжки и т.д.). Главным компонентом амуниции верхового коня является уздечный комплекс, включающий удила и пару псалиев, сопряженные между собой определенным образом. Удила при натяжении повода давят на беззубую часть рта коня, способствуя управлению. На территории Северного Причерноморья в первые века нашей эры были распространены удила, состоящие из двух звеньев-грызл, заканчивающихся петлями.
Все найденные в Северном Причерноморье удила железные, двухколенчатые, концы грызл закручены в кольца. Грызла прямые, в сечении круглые или (реже) квадратные. Отличительной чертой ранних (ІІ–І вв. до н. э.) удил являются «витые» (на самом деле ложновитые) грызла. Витой или рифленый профиль грызла делает его более строгим, усиливая болевое ощущение коня. В немногочисленных погребениях среднесарматского времени найдены целые и фрагментированные удила с гладкими, круглыми (квадратными в Андрусовке) в сечении грызлами. Длина их 8–10 см, что соответствует ширине нижней челюсти лошади на беззубом краю. В позднейших могильниках Буджака (Чауш, Курчи, Кубей) и предгорного Крыма (Нейзац, Дружное, Чернореченский, Озерное) часто встречаются трензеля вполне современного облика — с большими подвижными кольцами. Иногда на них надеты прямоугольные или овальные обоймы для ремней оголовья и повода. Такие обоймы из могильника Чауш, сделаны в общем для всего набора «сердоликовом» стиле и инкрустированы стеклянными вставками.
Ранние удила с витыми грызлами часто имеют насадки на концах, иногда называемые крестовидными псалиями. Однако основную функцию псалия — соединять удила и оголовье — они не могли выполнять хотя бы потому, что на них негде крепить ремни. Археологический материал показывает, что такие удила бытовали долго.
Псалии – это конструктивные части узды в виде приспособлений разной конфигурации, представляющие единый механизм с удилами и являющиеся посредником, через которого осуществляется передача команд поводом при управлении животным. Основная функция псалия – соединение удил и оголовья. Дальнейшая классификация приводится по публикации А.В. Антипенко.
По форме основы псалий можно разделить на три типа:
1) Кольцевидные – основой является подвижно соединенное с грызлом кольцо, которое может дополняться элементами крепления;
2) Колесовидные – основа представляет собой подвижно- или неподвижно закрепленное на грызле удил колесо с крестообразно расположенными спицами (оформленными различным образом), на внешней стороне колеса располагаются элементы крепления;
3) Стержневидные – состоят из набора следующих конструктивных элементов: основа – часть псалия, ограниченная верхним и нижним элементами крепления; элементы крепления – части псалия, которые располагаются на основе и служат для соединения с другими частями узды; завершения – оформленные различным образом верхний и нижний края псалия, выполняют практически всегда декоративную функцию.
Типы подразделяются на варианты, которые выделены на основании материала изготовления и наличия или отсутствия элементов крепления.
Кольцевидные псалии являются наиболее распространенным в некрополях варварского населения Северного Причерноморья в I-IV вв. н. э. Железные грызла удил загнуты в петлю, в которую продето кольцо псалия. В данной конструкции функции псалия и поводного кольца слились вместе, и, в большинстве случаев, последние остались в качестве единственного завершения грызла. В III-I вв. до н. э. такие псалии часто встречаются на территории Румынии и Словении, отдельные находки этого времени происходят с территории Болгарии. В римское время во Фракии простая узда с окончаниями грызл в виде петель, в которые вставлены по одному или два кольца так же становится самым распространенным типом.
На всей территории Римской империи в первые века нашей эры кольцевидные псалии (кельтский тип) в составе конской амуниции встречаются достаточно часто. По мнению И. Р. Ахмедова, кольцевидные псалии (железные и бронзовые) относятся к типу, широко распространенному в Восточной Европе. А. Н. Кирпичников считает, что кольчатые псалии свойственны коневодству со стабильным, спокойным по темпераменту стадом и достаточно длительной школой выездки. Вероятней всего, сама по себе кольцевидная форма псалия не может служить показателем культурной принадлежности или хронологическим индикатором, поскольку такие псалии получили распространение в первые века нашей эры в среде кочевников Евразийских степей и без особых изменений продолжают использоваться сейчас.
Массовость распространения таких псалиев можно объяснить тем, что их производство не требует каких-либо сложных технологических приемов. Кольцевидные железные псалии подразделяются на четыре варианта.
Круглые кольцевые псалии (1а), наиболее распространненые на могильниках варварского населения Северного Причерноморья. Обнаружены в составе погребального инвентаря при раскопках Битакского могильника, Восточного некрополя Неаполя скифского, могильника Усть-Альма, могильника Нейзац, Дружное, могильника Тас-Тепе, могильника у с. Курское, могильника у с. Суворово, погребении у с. Мичуринское.
Овальные (1б) происходят из погребения в кургане Шевченсковской группы (вторая половина II – начало III вв. н. э.), аналогичные псалии обнаружены в могиле 43 Совхоза № 10 (III в. н. э.). Кольцевидные псалии с дополнительными поводными кольцами или карабинами «восьмеркообразной» формы (1в) на территории Крыма обнаружены в погребениях, относящихся ко второй половине I – началу II вв. н. э., например, в захоронении у с. Константиновка, а также в Битакском и Усть-Альминском могильниках. Аналогичные псалии происходят из комплексов, найденных на смежных с Крымом территориях, например, могилы 79 некрополя Танаиса, датируемой концом I в. н. э.
Еще один вариант (1г) - кольцевидные железные псалии, к каждому из колец которых прикреплены по два железных зажима округой или прямоугольной формы для фиксации ремней. Наиболее ранней находкой такого варианты считается псалий из мавзолея Неаполя скифского I в. до н. э. К варианту относится ряд находок из могильника Битак, некрополя Балта-Чокрак, Усть-Альминсского могильника, некрополя Нейзац могильника у с. Курское.
Колесовидные псалии, по мнению К. Ф. Смирнова, появляются в I в. до н. э. В. Ю. Малашев, ссылаясь на И. Р. Ахмедова, выделил две серии колесовидных псалиев по способу их крепления к удилам: 1) псалии, отдельно и целиком насаживали на звено удил, после чего конец звена загибался в круглую петлю; 2) псалии неподвижно прикреплены к грызлам и имеют с внешней стороны прямоугольную рамку для крепления ремней оголовья. Удила с псалиями первой серии занимают более раннюю хронологическую позицию по отношению к удилам второй и встречены в комплексах не позднее первой половины III в. н. э. А. Е. Пуздровским выделены три варианта колесовидных псалиев. Два из них повторяют типы И. Р. Ахмедова, третий отличается фигурным оформлением спиц и наличием зажимов для повода и ремней оголовья.
Псалии варианта 1 в виде колеса с четырьмя крестообразно расположенными спицами, насажены на грызла, которые снаружи заканчиваются круглой петлей. Большинство фрагментов псалиев происходят из раскопок Усть-Альмы. Один экземпляр удил с колесообразными псалиями, датируемый рубежом эр, найден в Золотобалковском могильнике. Кроме железных колесовидных псалиев с отверстием в центре для продевания петли грызл, встречаются экземпляры, изготовленные из бронзы.
Колесовидные псалии варианта 2 имеют по четыре спицы и снабжены рамкой подпрямоугольной или трапециевидной формы на внешней стороне для крепления ремней. Наиболее ранние экземпляры, выполненные из железа, обнаружены в Битакском могильнике и датируются началом II в. н. э. В склепе 799 Усть-Альминского некрополя псалии варианта 2 найдены с материалами середины II в. н. э. Колесовидные псалии с рамкой на внешней стороне происходят из погребения на городище Неаполь скифский.
Вариант 3 - колесовидные псалии, на которые с внешней стороны крепилось по два зажима разной длины. Иногда эти зажимы изготавливали из серебра. Наиболее ранние псалии варианта 3 обнаружены в грунтовой могиле некрополя Бельбек IV. Псалии имеют по три спицы, на поверхности кольца сохранились следы обмотки бронзовой проволокой в виде поперечных линий. Зажимы были вставлены в концевые кольца удил и имели разную длину. Могила датируется 120-150 гг. н. э. Пара псалиев варианта 3 обнаружена на некрополе Нейзац, датируются они второй половиной II в. н. э.
Колесовидные псалии с 3-4 спицами в виде завитков – относятся к 4 варианту. Такие псалии, обнаружены в могиле 120 могильника Битак, имеют четыре спицы в виде завитков и отверстия в центре, сквозь которые продевалась петля грызл. К ней прикреплены железные пластины, оканчивающиеся подвижными зажимами. Погребение датируется концом I – началом II вв. н. э. В склепе 715 Усть-Альминского могильника найдены псалии с оформлением спиц в виде расходящихся от центра 7-8 стрел с сердцевидными окончаниями. М. Г. Мошкова предполагает, что данные изделия изготавливались в мастерских северопричерноморских городов.
Стержневидные псалии А. В. Симоненко называет «обычными для сарматов изделиями». А. А. Глухова, анализируя материал междуречья Волги и Дона, пришел к выводу, что большинство псалиев I-II вв. н. э. однотипны – относятся к типу стержневидных, различаясь окончаниями. Псалии, основу которых составляет стержень, представлены в Крыму различными вариантами. Основные различия между ними заключаются в форме окончания основы и способах крепления ремней оголовья и повода. Достаточно часто стержневидная конструкция комбинируется с дополнительными кольцами для крепления ремней повода.
Стержневидные псалии А.В. Антипенко подразделяет на шесть вариантов. К первому относятся псалии с конусовидными расширениями на концах без дополнительных элементов для крепления ремней оголовья. В Крыму они представлены в некрополе Усть-Альма, Нейзац и Битак. В целом время их бытования можно ограничить I – первой половиной III вв. н. э. А. Е. Пуздровский считал этот тип псалиев имитацией северокавказских экземпляров с восьмерковидным расширением и двумя отверстиями в центре, дата которых не выходит за рубеж эр.
К второму варианту принадлежат псалии стержневидной формы с одной центральной петлей, продетой сквозь грызла. Представлены они многочисленными экземплярами, имеющими специфические особенности. Это позволяет выделить несколько подвариантов, принимая за критерий форму стержня и петлей. Для варианта 3 в целом характерен стержень с двумя выступами-рамками овальной или подпрямоугольной формы. Время использования псалиев третьего варианта охватывает период I – III вв. н.э. В Крыму такие изделия встречены на могильнике Усть-Альмы и Восточном некрополе Неаполя Скифского.
Вариант 4 включает железные псалии, стержень которых заканчивается с каждой из сторон круглой бляхой с сердцевидным вырезом. Найдены, например, в могиле 355 некрополя Нейзац. В основу псалия неподвижно вставлена П-образная рамка с зажимами для ремней оголовья, в петлях удил закреплено по кольцу с зажимами для крепления повода. На поверхности псалиев заметны остатки золотого и серебряного покрытия. Датируется погребение второй четвертью II в. н. э. Схожие псалии были обнаружены на могильниках Опушки, Чернореченском, Неаполя Скифского. Именуемые, также очковидными, такие железные псалии используются сарматами в I – начале II вв. н. э.
Стержневидные бронзовые псалии, конусовидно расширяющиеся к концам, с двумя прямоугольными петлями, в которые вставлены зажимы для ремней относятся к 5 варианту. Кроме того, в петлю грызл вставлены дополнительные кольца. Обнаружены в некрополе Нейзац (1-я пол. III в) и Чернореченском могильнике (1-я пол. III в). К железным удилам были прикреплены псалии, которые состояли из стержня, расширяющегося к концам, к которым под прямым углом были прикреплены по два зажима.
Вариант 6 включает железные псалии, стержни которых заканчиваются лопастями с обеих сторон. Обнаружены в могиле 374 некрополя Нейзац, датирующейся второй половиной II в. н. э, плакированы серебром. Грызла удил завершаются петлей, в которую вставлены кольца, возможно, с зажимами. Авторами публикаций применительно к псалиям подобного типа применяются различные определения – секировидные, лопастевидные, лопатковидные, различаются они незначительно, в большинстве случаев только степенью расширения к краю. Стержневидное основание псалиев снабжено двумя петлями, предположительно, для ремней оголовья. Зачастую в петли на концах грызл крепились дополнительные кольца для повода. Псалии с секировидными (лопастевидными) расширениями на концах встречены на обширной территории, хотя их конструкция несколько отличается от принятой в сарматском мире.
Детали конского снаряжения, такие как псалии, являются одним из наиболее ярких показателей связей региона с сопредельными территориями. Их разнообразие характеризует высокую мобильность населения в Северопричерноморском регионе. В целом, можно отметить, что форма псалиев среднесарматского и позднесарматского времени на территории Северного Причерноморья демонстрирует преемственность в использовании средств управления конем. Типы псалиев, относящихся к I-II вв. н. э., распространены и в более позднее время в несколько модифицированном варианте. Материалы северопричерноморских некрополей демонстрируют сходство с находками на обширной территории расселения сарматских племен.