СКИФЫ (VII – IV вв. до н.э.)
Среди народов, обитавших в Северном Причерноморье, самый яркий след оставили скифы. Так называли их греки, а сами себя они именовали – сколоты. Скифы – это общее название родственных по языку и культуре ираноязычных племен, происхождение которых так до конца и не выяснено. Геродот изложил три объясняющие его легенды. Первая гласит, что некогда у верховного греческого бога Зевса и дочери бога реки Борисфен (Днепр) родился сын по имени Таргитай. У него было трое сыновей – Липоксай, Арпоксай и Колоксай. Однажды с небес на землю упали золотые ярмо, плуг, секира и чаша. Старшие братья пытались взять их, но золото всякий раз загоралось, а когда подошел младший – Колоксай, огонь погас. Расценив это как знамение, ему отдали верховную власть. От братьев произошли разные скифские племена, причем от Колоксая – царские скифы, повелевавшие всеми остальными.
Вторая легенда связывает происхождение скифов с греческим героем Гераклом. От его брака со змееногой женщиной родилось три сына. Покидая супругу, Геракл оставил свой лук и пояс, дав наказ испытать детей, когда они вырастут: натянуть тетиву лука и подпоясоться поясом. Пройти испытание удалось лишь младшему сыну по имени Скиф, который и стал основателем царского рода.
Согласно третьей легенде, прародина скифов находилась в Азии. Там они потерпели поражение в войне с массагетами и вынуждены были уйти на запад. Встретившись с киммерийцами, скифы вытеснили их из северопричерноморских степей и стали полновластными хозяевами этой территории.
Как видно, две первые легенды дают основания считать скифов потомками местных племен, живших в Северном Причерноморье в эпоху бронзы, а рассказ об изгнании киммерийцев указывает на их азиатские корни.
В конце VII – начале VI вв. до н.э. скифы предпринимали походы в Закавказье и Переднюю Азию. Как и киммерийцы, они наводили ужас на жителей восточных государств. Так продолжалось до тех пор, пока цари Мидии Киаксар не пригласил к себе на пир скифских вождей, где их всех перебил. Лишившись правителей, скифы вернулись домой – в Северное Причерноморье.
В конце VI в. до н.э. эти события послужили поводом для вторжения в Северное Приерноморье персидского царя Дария I. Согласно письменным источникам, Дарий I с огромным войском вторгся в Скифию с запада, переправившись через р. Дунай по мосту, проложенному на палубах кораблей. Царь Скифов Иданфирс отказался вступить в битву, прислав Дарию мышь, лягушку, птицу и стрелы. Это означало следующее: «Если вы, персы, ка птицы не улетите в небо, или как лягушки не ускачите в болото, или как мыши не зароетесь в землю, то не вернетесь на родину, пораженные скифскими стрелами».
Скифы отступали на восток, держась на расстоянии одного дня пути от неприятеля. Отходя, они сжигали траву и засыпали колодцы, обрекая персов на голод и жажду. Жестокие лишения вынудили персов бежать из Скифии, бросив обоз и раненых. Дарий потерпел сокрушительное поражение. Так и не дав ни одного сражения, скифы получили славу непобедимого народа, а примененная ими тактика получила название «скифской войны» («выжженной земли»).
Победа над Дарием сделала скифов господствующей военно-политической силой в Северном Причерноморье. В V в. до н.э. они начали вступать в контакты с греческими городами, где выгодно обменивали захваченных в войне пленников и скот на хлеб, вино, оливковое масло, гончарную посуду и драгоценности. При этом, скифы периодически пользовались своей военной силой, угрожая эллинам войной, они вымогали у греков откуп, а находившаяся на западном побережье Таврики Керкинитиды вообще платила скифам дань. Необходимось противостоять серьезному противнику вынудила в 480 г. н.э. объединиться греков обеих берегов Боспора Киммерийского (Керченский полуостров).
В IV в. до н.э., при царе Атее, Скифия достигла своего расцвета. Частые завоевательные походы привели к столкновению на Балканах интересов скифов и набиравшего силу Македонского государства. В 339 году до н.э. в битве с войсками Филиппа Македонского – отца Александра Македонского, 90-летний царь Атал погиб. Это событие ознаменовало начало упадка величия скифов.
Сотни исследованных в Крыму скифских памятников представленны захоронениями в курганах. Самое раннее из них датируется концом VII до н.э. и обнаружено в кургане Темир-гора из Керчи. Сдесь найден греческий расписной сосуд и несколько костяных изделий, выполненных в «скифском зверином стиле». Его особенностью является сочетание натурализма и схематичности в изображении животного, часто переданного свернувшемся в кольцо. Изображались как мифические существа – грифоны, так и реальные, чаще всего, копытные или хищники. Изделия из Темир-горы сделаны скифами, но позднее звериный стиль освоили и греческие мастера.
По ловам Геродота, в Крыму обитали самые доблестные из всех скифских племен – царские скифы. Им принадлежат открытые в Крыму погребения V в. до н.э. Погребальный инвентарь некоторых из них (курганы Кара-Меркит в Раздольненском р-не и Золотой у г.Симферополя) состоял из золотых украшений и дорогого оружия, подчеркивавших богатство и знатность погребенных. Однако в большинстве погребений, совершенных в простых и каменных ящиках, похоронены рядовые скифы. Их сопровождали бронзовые наконечники стрел с шипами, железные мечи-акинаки, копья и боевые топоры. Защитный доспех скифов состоял из кожаных панцирей, обшитых металлическими пластинами и обтянутых деревянных щитов. Конская упряжь представлена железными удилами, бронзовыми псалиями и бляхами, защищавшими морду коня в сражении. Женские захоронения сопровождали бронзовые зеркала, браслеты, серьги, кольца, иглы и пряслица. Изредка встречаются ритуальные бронзовые котлы.
К IV в. до н.э. относятся наибольшее количество скифских погребений, в том числе и самых богатых. На окраине г. Керчь раскопан курган Куль-Оба, насыпь которого скрывала сложенный из камней склеп с уступчатым перекрытием. Внутри склепа на деревянном ложе похоронили знатного скифа, возможно, царя. Его одежда или натянутый над ложе полог были расшиты сотнями золотых бляшек. Бляшки украшали и дорогое оружие, которое греки преподносили в дар скифским вождям, добиваясь их расположения.
В III в. до н.э. по не совсем ясным причинам Великая Скифия прекратила существование. Скифы покинули степь и обосновались в низовьях Дуная и Днепра, а также в предгорном Крыму, постепенно оседая на землю и становясь земледельцами. Скифов этого периода в науке условно называют «поздними».